Обучение
и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой
дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ
определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего
образования и должно регламентироваться федеральным
государственным образовательным стандартом. Такой стандарт утвержден и введен в
действие с 1 января 2014 г. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный №
30384).
Примечание.
В соответствии с законом об образовании произошло изменение
названия: дошкольное образовательное учреждение теперь образовательная
организация.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее —
ФГОС ДО) создан впервые в российской истории.
ФГОС
ДО - это совокупность обязательных требований к структуре
Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения
Программы.
На
основе стандарта разрабатываются Программа, вариативные примерные
образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации
Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги
в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки
образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки
педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС
ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.
Так, определено,
что Программа разрабатывается и утверждается Организацией
самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность
пребывания детей, режим работы, предельную
наполняемость групп. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные
области):
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Программа
должна состоять из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений
(педагогами и родителями (законными представителями). Рекомендуемое
соотношение соответственно: 60% и 40%.
Обязательная
часть может разрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.
Требования
ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят
из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное
развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического
развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного
отношения к миру, к себе и к другим людям.
Исходя
из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной
среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим
условиям реализации программы дошкольного образования.
Требования
к психолого-педагогическим условиям следующие:
-
уважение к человеческому достоинству детей,
-
использование в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям,
-
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми,
-
поддержка инициативы и самостоятельности детей,
-
защита детей от всех форм физического и психического насилия,
-
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей.
Психологическая
диагностика развития детей (выявление и
изучение индивидуально-психологических особенностей
детей) должна проводиться квалифицированными специалистами
(педагоги-психологи, психологи) и только с согласия
их родителей (законных представителей).
Максимально
допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций», утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013
г. N 26.
Требования
к развивающей предметно-пространственной среде исходят
из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных
программ, с учетом национально-культурных, климатических условий
и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Требования к материально-техническим условиям –
оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений,
учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами
пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.
О
требованиях к работе с родителями
В
ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию
Организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним
из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с
семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи
родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
Одним
из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей.
Среди
задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
Общества.
Родители
(законные представители) должны принимать участие в разработке части
образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных
отношений с учётом образовательных
потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В
соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
информировать родителей (законных представителей)
и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и
не только семье, но и всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить
открытость дошкольного образования;
создавать
условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности;
поддерживать
родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья;
обеспечить
вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать
условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих
реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для
обсуждения с родителями (законными представителями) детей
вопросов, связанных с реализацией Программы.